Menu

Свежие комментарии

Архивы

© 2013-2015 tupa-finlandia.ru.
Все о жизни в Финляндии.

Яндекс.Метрика

Стоимость и оплата проезда в общественном транспорте

Максим Матлахов
27.07.2014

DSC_0922_liteВ предыдущей статье на эту тему я описал виды общественного транспорта Хельсинки и его особенности. Сегодня мне бы хотелось рассказать вам о том, сколько стоит проезд и какие способы его оплаты существуют. Признаюсь, что система тарифов мне показалась запутанной и мне пришлось долго в ней разбираться. Постараюсь изложить мои изыскания более-менее подробно в этой статье. В этой части я расскажу только об одноразовом проездном билете.

Начну сразу с хорошей новости, которая меня сильно удивила, когда я о ней узнал: проезд в общественном транспорте для человека, сопровождающего ребенка до 6 лет включительно в коляске — БЕСПЛАТНЫЙ! (собственно, как и для самого ребенка). Поэтому не удивляйтесь, когда увидите уже достаточно «взрослого» карапуза сидящего в коляске, которому она уже давно не нужна. Понятное дело, его родитель хочет сэкономить на оплате проезда, тем более, что это недешевое удовольствие, особенно, если сравнивать с ценами на проезд в России.

Теперь, собственно, о ценах. Проезд в общественном транспорте региона Хельсинки может обойтись вам от 2.40 до 9 евро (цены актуальны за 2014 год для взрослых). Детям (7-16 лет) проезд обходится в два раза дешевле. Правда, плюс в том, что такой билет дает вам право ездить сколько хотите на любом виде транспорта в течении минимум 1 часа. Хотя есть исключение — вы можете купить билет только на трамвай в Хельсинки за 2.20 евро (я не нашел информации, сколько такой билет будет стоить для детей), который будет валидным в течении часа. Раньше я не понимал, в какое время у билета истекает срок действия: в момент того, как я зашел в транспорт или в тот момент, как я из него вышел. Если придерживаться второго варианта, то, получается, если срок истек в тот момент, когда я еще не доехал до пункта назначения, мне нужно приобрести еще один. Но мою дилемму разрешил официальный сайт HSL, который поведал мне, что первый вариант был правильный и надо успеть попасть в транспорт до того момента, как срок действия билета истечет.

Вас скорее всего удивил такой широкий диапазон цен, от 2.40 — 9 евро. На это есть, по крайней мере, три причины.

Во-первых, стоимость билета зависит от того, где вы его покупаете. Самый «дешевый» (не считая билета на трамвай, который можно купить только у водителя трамвая) — это mobile ticket, т.е. билет, который вы можете купить, отправив сообщение «A1″ на номер 16355. Причем его можно заказать заранее, дописав нужное время через пробел после A1, например: «A1 1700″. В ответ должно (на себе пока еще не испытывал этот способ оплаты) прийти сообщение, в котором указывается время, до которого билет действует. Стоимость такого билетика — 2.40 евро, денежки спишут со счета телефона и он действует в течении часа. Но есть несколько ограничений:

1. У вас должен быть финский оператор сотовой связи;
2. Возможно оплатить за проезд только в самом Хельсинки;
3. Действует на все виды транспорта, за исключением многих маршрутов автобусов. Действует только для номеров: 78, 80–90, 92–99.

Следующий способ оплаты — автомат по продаже билетов. Стоимость билета в тарифной зоне Хельсинки (о зонах подробнее ниже) — 2.50 евро, детям — 1.30. В других зонах, по непонятной мне причине, по 3 евро (для детей по 1.50). Срок действия билета, купленного через автомат, составляет 1 час 10 минут. О том, где расположены автоматы, можно узнать все на том же сайте HSL в этом разделе.

DSC_0362_lite

Если вы не воспользовались первыми двумя способами, то остается только купить билет у водителя, в случае с автобусом и трамваем, или у кондуктора в электричке. Причем, в автобусе водитель всегда контролирует всех, кто заходит в автобус. Обычно он открывает только первую дверь (в случае, если людям не надо выходить или не заходит пассажир на инвалидной или с детской коляской) и надо либо приложить проездной к специальному автомату, либо показать валидный билет, либо купить билет у него. В трамвае такого нет, можно зайти через любую дверь и покупка билета на усмотрение пассажира. В электричке кондуктор сам ходит по вагону и продает билет всем желающим, его не надо искать, как я это делал, когда в первый раз ехал на электричке :) Причем он не орет при этом как в Питере: «кто тут еще не обилечен», а просто молча проходит. Вы сами должны к нему обратиться, чтобы купить билетик. В метро нет никах специальных людей, кто продает билеты, его можно купить только в автомате, который есть на каждой станции. Стоимость билета составляет 3 евро для взрослого и 1.50 евро для ребенка.

Во-вторых, дело в том, что транспорт столичного региона разделен на три зоны:

1. Сама столица Финляндии;
2. Espoo, Vantaa, Kauniainen;
3. Kerava, Sipoo, Kirkkonummi;

fares_zones

В зависимости от того, куда вам надо добраться, нужно выбрать необходимую комбинацию. Рассмотрим несколько примеров:

1. Если вы перемещаетесь только по одному из городов (Хельсинки, Вантаа, Еспоо…), то тут все просто — вам нужен обычный билет на одну зону. Стоимость билета составит 3 евро для взрослых и 1.50 для детей (в Хельсинки можно сэкономить, если купить билет через автомат или через мобильный телефон, см. выше).
2. В случае, если вам надо доехать из Хельсинки в Вантаа, то тут уже нужен «Regional ticket». Цена уже составит для взрослых и детей: 5 и 2.50 соответственно.
3. Если вам понадобилось добраться из Керава в Еспоо, минуя Хельсинки, то покупайте «Regional two zone». Стоимость та же самая, что и в предыдущем пункте.
4. А вот в случае путешествия из Хельсинки в Sipoo, нужно купить билет «Regional three zone». Здесь уже придеться выложить 7 евро взрослым и 3.50 детям.

Как видите, все очень хитро и по началу запутанно. Мы вот сами не могли понять, какой билет нам нужно купить, когда ехали из дома в аэропорт Вантаа. Правда, на тот момент я еще так глубоко не разобрался в ценообразовании на тарифы. Нам просто кондуктор в электричке обменял два билетика всего то на 10 евро.

И третьим, самым дорогим пунктом, идет оплата за проезд в ночное время (с 2.00 до 4.30). Здесь все проще — стоимость всегда одинаковая, где бы ни покупали билет. Причем нет разницы, взрослый или детский (возможно не предполагается, что дети до 16 ездят в такое время). Для одной зоны вам надо заплатить 5 евро, для двух — 6, а для трех уже 9 евро.

Как видите, покататься на общественном транспорте в Финляндии удовольствие не из дешевых, особенно это шокирует российских туристов и людей, переезжающих на ПМЖ в Финляндию. Для европейцев такой порядок цен в норме, так как везде в Европе дорогой транспорт. Сказывается стоимость топлива. Я посчитал, чтобы семье с одним ребенком от 7-16 съездить в выходной день из Хельсинки на озеро где-нибудь в Эспоо или в Вантаа, надо выложить 25 евро… Конечно, есть способ местным жителям (да и не только местным) сэкономить на проезде — это купить проездной, но об этом в следующий раз.

Понравилась статья? Не забывайте нажать на кнопочку!

  • nik111

    «»В электричке кондуктор сам ходит по вагону и продает билет всем желающим, его не надо искать,»»
    причем на вагоне , где продает билеты, есть табличка. Если сесть в другой вагон и придет контролер — будет айайай на 80 евро.

    • http://tupa-finlandia.ru Максим Матлахов

      Видимо, все зависит от поезда. Я пока только ездил в новых поездах, там можно пройти весь поезд насквозь.

  • Cou

    Не ходят они по поезду, сидят в первом вагоне обычно и то далеко не всегда. Да, можно пройти насквозь, но не ходят, а если и пойдут, то будет штраф, а не билет. Там выше правильно сказали — на вагоне где едет контроллер светится сбоку надпись lipunmyynti. Вообще текущая политика такая что их постепенно убирать http://www.hs.fi/kaupunki/a1402373856546

    • http://tupa-finlandia.ru Максим Матлахов

      Сколько я ездил, то почти всегда видел, что кондукторы ходили по поезду (может на нашей линии так везло). «а если и пойдут, то будет штраф, а не билет» — что вы имеете в виду, как кондуктор может оштрафовать, его дело только билеты продавать? По поводу надписи, о том, что билеты продают только в определенном вагоне, я узнал только недавно. Жена рассказывала, что ехала со своей знакомой и с его мужем, который был готов купить билет, но не видел кондуктора, так зашли контролеры и оштрафовали парня. По поводу того, чтобы совсем убрать кондуктором, согласен. Куда проще и дешевле поставить автоматы по продаже билетов на станции или в поезде. Но с другой стороны, придется тогда сокращать рабочие места…

      • Alxll

        Да — в электричках кондукторы ходят — видел много раз… Другое дело, что вы не можете предвидеть когда кондуктор пойдет мимо вас (а когда пойдет), то он не будет кричать «обилечиваемся граждане!» — просто пройдет мимо, и вы его запросто можете не заметить… Поэтому лучше садиться именно в тот вагон, где светится вышеупомянутая надпись. Еще проще просто иметь при себе действующий проездной