Menu

Свежие комментарии

Архивы

© 2013-2015 tupa-finlandia.ru.
Все о жизни в Финляндии.

Яндекс.Метрика

Общественный транспорт в Хельсинки

Максим Матлахов
26.05.2014

Общественный транспорт ХельсинкиПрошел уже месяц с тех пор, как я стал пользоваться общественным транспортом в Хельсинки. За это время успел понять основные тонкости его использования и составить свое личное мнение. В целом мне нравится ездить на электричке, метро, автобусе и трамвае в Хельсинки — это его основные виды общественного транспорта. Ежедневно я пользуюсь только первыми двумя (иногда и проезжаю пару остановок на автобусе от метро, когда он сразу подходит), когда еду из дома в офис. Огромным минусом для нас было то, что периодически отменяют некоторые электрички. Один раз они чуть нас не подставили: нам с женой надо было добраться до центра города, чтобы сесть на маршрутку до Питера, мы пришли на станцию и увидели на табло, что электричка отменена (спасибо рядом стоявшей девушке за перевод этой информации :) ). И следующий поезд не собирался нас довезти. Хорошо, что у нас была альтернатива добраться до нужного места на автобусе. Кстати, на автобусной остановке мы встретили ту самую девушку, которая сказала, что в ближайший час все электрички отменены.

Все виды общественного транспорта Хельсинки и его пригородов (за исключением электричек) объединяются в одну мощную структуру, которой управляет компания HSL (Helsingin Seudun Liikenne, можно перевести как региональный транспорт Хельсинки). В нее входят все перечисленные виды транспорта, плюс паромная переправа. На их сайте можно ознакомиться с полной информацией о компании, о предоставляемых услугах, тарифах. Еще у них есть очень удобная система поиска и планирования маршрутов. Набираешь начальную и конечную точку маршрута и система прокладывает несколько вариантов маршрутов с учетом времени движения транспорта, показывает все остановки и даже время их прохождения. Есть даже планировщик и на русском языке. Единственное что мне там не нравится, так это то, что нет автоподсказки названия улицы во время ее набора. А названия финских улиц бывает не то, что написать сложно, но и просто выговорить.

Теперь немного поподробнее о каждом виде транспорта, который нам удалось испытать.

Метро

DSC_0491_resize

Обычно это вид транспорта является главным во многих крупных городах мира. И на нем можно добраться практически до любого района города. Но только не в Хельсинки. Здесь есть только одна ветка, которая разветвляется северо-востоке города. На схеме это выглядит как вилка с очень длиной ручкой:

metro_435

Но тут можно сделать скидку на то, что метрополитен в Хельсинки появился сравнительно недавно — в 1982 году. В 2016 году планируется расширение метро, а именно поезда будут ходить теперь и в город Эспоо. Но самое интересное это то, что появятся, как я их называю, «безпилотные» поезда, то есть без машиниста. Мне довелось прокатиться на таком в Германии, в городе Нюрнберге — это было потрясающее ощущение, когда стоишь на месте машиниста, как будто едешь на американских горках. Недостаток метро восполняется другими видами транспорта — куда на нем невозможно добраться, вас довезут автобус, трамвай и электричка.

Основной путь поезда метро пролегает по поверхности и уходит под землю только в центре города. Но и там все равно не глубоко, не сравнить с некотороми глубокими питерскими станциями.

При входе в метро Хельсинки вы нигде не увидите привычные нам турникеты, здесь их просто нет. Но это не означает, что не надо оплачивать проезд. Я уже несколько раз встречался с армией контролеров, которые окружают эскалаторы на платформе и проверяют проездные документов у всех выходящих и входящих в метро пассажиров. Здесь считается, что ты уже начал пользоваться метро, когда ступил на первую ступеньку эскалатора и, соответственно спустился на платформу. И если человек оказался «зайцем», то будь добр — заплати штраф в 80 евро, когда попадешься в лапы этой команды. Так что я бы не советовал полагаться на авось и не покупать билет, закон подлости очень хорошо работает.

IMG_20140509_092211

Еще при входе над эскалаторами обычно висит электронное табло, на котором указывается время прибытия следующего поезда. Но работает оно как-то странно. Например, на станции «Rautatientori» (центральный вокзал), где я каждый день спускаюсь, чтобы добраться до работы, табло показывает, что до прибытия моего поезда осталось 0 минут, а я успеваю еще спуститься на эскалаторе на платформу и сесть в этот поезд. А на станции «Ruoholahti» обычно все ок — время указывается правильно.

DSC_0361_resize

Поведение людей на эскалаторе сравнимо с поведением в питерском метро: люди так же стоят на ступеньках по правую сторону, а желающие спуститься быстрее на платформу идут по левой. Часто можно увидеть, что 95% людей начинают спускаться по ступенькам эскалатора — видимо они увидели, что их поезд вот-вот подойдет и хотят на него успеть. Тут понятно, интервал между поездами может составлять до 10 минут, кому захочется провести это время тупо на платформе. Еще я заметил, что многие не только спускаются, но и поднимаются по ступенькам, все-таки спортивная нация.

Электричка

DSC_0325_resize

Можно сказать, что электрички в Хельсинки отлично дополняют недостаточное покрытие метрополитена. Управляется этот вид транспорта компанией VR, которая также обслуживает и дальние жд перевозки. Все они отходят от центрального железнодорожного вокзала, который является, по сути, и центральной пересадочной станцией. То есть доехали на метро до «Rautatientori», вышли на улицу, прошли пару тройку сотен метров до платформы электричек и сможете легко и с комфортом добраться до любых районов не только Хельсинки, но и его пригородов. А ехать на финских электричках действительно комфортно, даже с ребенком в коляске. Причем все электрички оборудованы туалетом, так что имейте ввиду… Да, еще некоторые места обородованными розетками, так что есть где подзарядить любимый гаджет.

При входе на платформу так же, как и в случае с метро, отсутствуют турникеты. Здесь я ни разу еще не видел бригаду контролеров, да и смысла нет ловить «зайчиков» на платформе, так как здесь открытое пространство и у них есть возможность без труда убежать. Контролеры могут появиться непосредственно в поезде, правда за чуть больше месяца ежедневных поездок видел я их только один раз.

Электричка останавливается на каждой станции и в вагоне имеется монитор со схемой маршрута. Глядя на него, вы четко понимаете, где вы сейчас находитесь и сколько вам осталось ехать до нужной станции. На этом табло также отображается скорость движение транспорта. Также табло имеется и на каждой станции, на нем можно увидеть информацию как о прибытии следующего поезда, так и какую-либо дополнительную информацию, например о том, что поезд задерживается или вообще отменен.

DSC_0500_resize

Еще мне здесь понравился тот момент, что всегда предупреждают о всех незапланированных действиях, причем дублируют информацию на английском языке. Например, остановился поезд перед вокзалом и объявят, что не волнуйтесь, мы просто ждем пока освободится платформа. Или электричка не поехала вовремя и тоже сообщат, что поедем через столько то.

Трамвай

DSC_0497_resize

В Хельсинки трамваи являются основным видом транспорта именно в центре города. На нем вы не доедете в удаленные районы города, ну и конечно же, не доедете до пригородов. Маршрутов немного, всего 10 штук + разновидности (1/1А, 4/4Т, 7А/7В), но свою задачу выполняют. Ехать в них также приятно и комфортно, особенно в новых вагонах.

Трамвай здесь останавливается на остановке, когда видит, что там есть люди. Но все равно, как советует сайт HSL, не помешает махнуть рукой, когда видите нужный вам номер. А если вы находитесь внутри трамвая, то не поленитесь нажать на кнопку остановки, чтобы точно выйти на нужной остановке.

И в каждом вагоне также имеется электронное табло, на котором отображается название следующей остановки. Так что не пропустите нужную вам.

Автобус

DSC_0331_resize

Автобусных маршрутов в столице Финляндии много. Я не поленился и насчитал 112 маршрутов. А это только в самом Хельсинки. А если взять еще и пригороды, то получится больше двухсот (можете посчитать на досуге :)). Как вы понимаете, добраться в любую точку столичного региона на автобусе не составит никакого труда.

Этот вид транспорта несколько отличается от остальных.

Во-первых, автобус не останавливается на каждой остановке. Даже если там есть люди. Поэтому нужно обязательно привлечь внимание водителя и дать ему знать о том, что вы хотите попасть к нему на борт. Лучше всего это сделать махнув рукой. По началу, когда я перемещался по городу на машине, немного смущало то, что люди машут руками на остановках. Видимо срабатывал инстинкт (ведь я успел поработать таксистом в Питере), мне хотелось остановиться и подобрать пассажира:) Соответственно, обязательно нужно нажать на кнопку остановки, когда вам нужно выходить.

Во-вторых, водитель открывает только первую дверь, когда пассажирам не нужно выходить из автобуса. Или на остановке нет человека с коляской (в этом случае можно попасть в автобус только через среднюю дверь). И нужно обязательно предъявить водителю проездные документы или оплатить ему же проезд. Без этого он просто не поедет. Я уже это испытал на себе, когда мы с Олесей и с Соней в коляске зашли через среднюю дверь и автобус не поехал, пока я не подошел к нему и не приложил карточку.

В-третьих, непонятно как работает электронное табло с остановками. Да, оно есть в автобусе. Но не всегда показывает название следующей остановки. Один раз мы видели, что там постоянно горело название конечной, а другой раз оно вообще не работало. И непонятно, как ориентироваться, когда едешь по незнакомому маршруту и рассчитал его с помощью планировщика, который сказал о том, что нужно, например, проехать 8 остановок и выйти на станции «N». Невозможно посчитать количество остановок, так как автобус не останавливается на каждой.

Еще одна фишка финского (в принципе как и всего европейского) общественного транспорта. Нужно нажимать на кнопку двери, когда вы хотите войти/выйти из электрички и трамвая, так как все двери там автоматически не открываются. Кнопка также может помочь и в поезде метро. Хотя там открываются все двери, но кнопка все равно есть. И они откроются еще раз, если вы нажмете на кнопку после того, как двери уже закрылись. И в автобусе также можно нажать на нее, если вы с коляской, а водитель зазевался и не открыл вам дверь сам.

DSC_0089_resize

 

Напоследок приятный бонус автолюбителям. Транспортная компания HSL предоставляет возможность всем автолюбителям оставить своих «коней» на специальных парковках и пересесть на общественный транспорт. Система называется «Park & Ride». Причем парковки чаще всего бесплатны или стоят недорого. По крайней мере явно дешевле, чем в центре Хельсинки. И время стоянки на них разное, узнать его можно для конкретного места также на сайте HSL. Так что имейте это в виду, если соберетесь все-таки поехать на авто в центр города днем в будний день.

DSC_0485_resize

Читайте также статью о том, сколько стоит проезд в общественном транспорте и как его можно оплатить.

Понравилась статья? Не забывайте нажать на кнопочку!

  • Инна

    Очень интересная и познавательная информация, очень удивлена, что у них метро не такой популярный транспорт, как везде.

  • Алла

    В принципе, я не увидела какого-то уж, разительного отличия в работе общественного транспорта в Хельсинки и в нашей родной сторонушке. По-видимому, отличие можно ощутить только в поведении пассажиров.

    • http://tupa-finlandia.ru Максим Матлахов

      Как я уже описал, разницы мы не почувствовали в метро. А в большинство троллейбусов в Питере войти невозможно и места в них, чтобы коляску поставить тоже мало. Хотя, конечно меняют парк на новые, но когда произойдет полное обновление…
      А поведение пассажиров в транспорте Хельсинки тоже разное. Мы наблюдали случай, когда молодая парочка уселась на места для людей с колясками в электричке и вагон забился пассажирами с детьми, так они даже и не подумали встать и уступить место девушке с коляской. Та так и осталась стоять в проходе у двери. И никто не сделал им замечание…

  • nickolaj

    То, что отменяют электрички — это не страшно, в любой стране может возникнуть ЧП. Но судя по вашему рассказу, дело было не в ЧП. А в чем? Почему отменяют да еще часто?

    • http://tupa-finlandia.ru Максим Матлахов

      Я не знаю, в чем тогда было дело, они написали, что отменены поезда и все. Видимо на их сайте и была какая-то информация, я не смотрел, так как не до этого было, нам надо было успеть на маршрутку. А насчет того, часто ли отменяют? При мне отменяли еще пару раз, но только один поезд. А время периодически переносят, раз или два раза за неделю это точно.

    • nik111

      как я понимаю отмены- ремонт перегонов , не успели закончить и поезд нельзя пускать.

      • http://tupa-finlandia.ru Максим Матлахов

        Возможно. Хотя недавно в один из воскресных дней вообще перекрыли движение электричек для ремонта, так сообщали об этом за несколько дней…

  • Ольга

    Мы когда были в Хельсинки, ездили на автобусе, удобно, комфортно и быстро. Вообще Финляндия очень впечатлила.

  • Ксюша

    Очень понравилось метро, надеюсь, оно будет расширяться, и делать жизнь жителей города удобней. Порадовало наличие трамвая. Обожаю этот вид транспорта – он самый романтичный.

    • nik111

      Метро расширяется , точнее , удлиняется. Через год пустят ветку до Матинкюля в Эспоо

  • Анна Пяткина

    Это очень хорошо, что в электричках и метро есть электронные табло с указанием информации о электричках и т.д. Данная услуга дает возможность легче ориентироваться в маршрутах города Хельсинки. Хотелось бы расширения линий метро по городу!

  • geka1990

    Я тоже был в Хельсинки 2 года назад, до визита туда, я почему то думал, что это не слишком большой город, но когда мы туда приехали он просто покорил меня своей красотой а на большое количество именно маршруток я обратил внимание сразу по приезду, уж больно их количество сразу бросается в глаза!!!