Menu

Свежие комментарии

Архивы

© 2013-2015 tupa-finlandia.ru.
Все о жизни в Финляндии.

Яндекс.Метрика

Финские дороги. Первые впечатления

Максим Матлахов
20.04.2014

финские автомобильные дороги«Блин, что за идиотский светофор» — думал я, когда зеленый свет неожиданно переключился на желтый. Это было мое первое негативное впечатление о поездке на автомобиле в Финляндии. Я до сих пор не понимаю, почему бы не сделать предупреждение о том, что скоро светофор переключится на желтый. Например, в виде мигания зеленого цвета, как это сделано в России. А еще лучше — поставить обратный отсчет до переключения на запрещающий к проезду сигнал светофора. Не знаю как в других городах, а в Питере сейчас большинство светофоров оборудовано такой «фишкой». Едешь и видишь, сколько тебе осталось времени на проезд и можно ли успеть проехать. Или лучше не торопиться. А в Финляндии мне по началу сложно было с этими светофорами, непонятно что делать, когда подъезжаешь к перекрестку, а он бац, и на желтый переключился. То ли резко по тормозам, то ли, наоборот, поддать газку и проскочить перекресток. Правда сейчас уже привык и чаще проскакиваю перекресток на желтый (еще повлияло такое же поведение финнов в этом случае), а прежде выбирал первый вариант и вставал, как вкопанный.

В продолжение темы светофоров. Мне кажется, что их слишком много в Хельсинки, особенно в центре города. И какой-то иногда странный порядок работы: один раз можно проехать под «зеленую волну», а в другой останавливаться возле каждого светофора. Я понимаю, что есть некая автоматическая система управления светофорами в зависимости от автомобильного потока, но пока до конца не могу понять логику ее работы.

Теперь о хорошем. Первым делом вы можете заметить то, если проедете, к примеру, от Ваалима (это населенный пункт на границе с Россией) до Хельсинки, что по пути следования, вам почти не попадутся населенные пункты. Разве что вы проедете через Хамину — это будет единственный более-менее крупный город, да и пару тройку почти незаметных деревушек. На самом деле вдоль этой трассы много различных населенных пунктов, но все они остаются в стороне. И это круто, не надо постоянно сбавлять скорость, проезжая мимо деревень. А вы попробуйте проехать от Москвы до Питера и посчитайте количество пунктов, которые попадутся по пути. Это ужасно, едешь то 100, то 60.

Кстати, на трассе до Хельсинки сейчас во многих местах ведутся ремонтные работы — строятся новые широкие дороги. Я думаю, скоро на этом маршруте не останется вообще ни одного населенного пункта. По крайней мере я видел, что Хамина точно останется в стороне. Мне еще понравилось, что очень хорошо обозначены места, где ведутся дорожные работы — все ярко и четко обозначено знаками и специальными заграждениями. заграждения на дорогах ФинляндииПравда я стал случайным наблюдателем одного случая, когда эти заграждения навредили одному парню. Ехал я в Петербург примерно месяца полтора назад, проезжал как раз такой участок с заграждениями. И, неожиданно, через машину передо мной, увидел как один автомобиль поехал в аккурат по центру торца заградительного бетонного щита. Он подпрыгнул, как на трамплине и перевернулся на бок. Благо скорость была уже небольшая, около 40 км/ч, и ничего страшного с людьми в машине случиться не могло. Видимо зазевался человек и не понял с какой стороны ему объезжать, хотя, повторюсь, все понятно обозначено знаками со стрелками. Ехавший передо мной таксист сразу же остановился, чтобы помочь бедняге. Я сначала тоже пытался остановиться, но рядом не осталось места, где это можно было сделать, т.к. коридор, выложенный из оградительных столбиков, узкий и явно не предназначен для остановки. Да и толку от меня не было бы никакого, таксист явно лучше сможет объяснить службе спасения что случилось и где он находится. А ехавшая позади меня машина начала сразу мигать встречному транспорту дальним светом. Как я потом узнал, в Финляндии принято сообщать таким способом, что что-то случилось. А в России, как вы знаете, фарами мигают по другому поводу…

Еще один момент, который я заприметил по дороге от границы до Хельсинки — это скоростной режим. Первым делом можно заметить светящиеся знаки, сообщающие вам максимально допустимую скорость. Правда пока я такие знаки видел только на участке Ваалима-Хамина. И что касается этого участка, то здесь можно встретить разное ограничение скорости. Я видел 80 и 100. Как я понял, 100 км/ч устанавливают в светлое время суток и в сухую погоду, а в остальное время 80. Этот момент мне понятен: в Финляндии часто на дорогу выходят лоси, и в хорошую погоду вы легко сможете увидеть этих животных издалека, чего не скажешь о том, что если вы поедете ночью или в туман, а на дорогу выйдет рогатый зверь.

В дальнейшем по этой же трассе попадаются уже обычные железные знаки. По обычной узкой, по одной полосе в одну сторону, дороге ограничение 80 км/ч, а по двухполосной трассе — 100. Но тут, правда, знаки могут чудесным образом поменяться на 120 км/ч. Видимо это происходит в весенне- летне-осенний период, когда не нужна уже зимняя резина и на дорогах не может быть скользко. Прошлым летом мы ездили — было 120, и сейчас ехал в Питер (середина апреля) и тоже 120. А что, дороги там хорошие, можно было и побольше разрешить :). Хотя, я бы рекомендовал быть на страже на дороге и особенно не расслабляться, особенно в темное время суток, так как не забывайте о вероятности встречи с лосем :(

Еще немного о скорости. Хотя на каждом углу можно услышать, что в Финляндии нельзя превышать скорость, тем не менее многие машины с финскими номерами двигаются быстрее, чем положено (с российскими номерами люди обычно едут как надо). Конечно не гоняют по беспределу, я ни разу не видел, чтобы кто-то пронесся мимо на бешеной скорости. Но километров на 20 превышают. Тут можно сослаться на погрешность радаров или на то, что финны знают, где они расположены. Я тоже не без греха, двигаюсь обычно чуть быстрее: если разрешено 80, то еду 90, 100 — 110 (или ближе к 120). Читал на русскоязычных форумах, что некоторым приходили штрафы за превышение даже на 4-5 км/ч. Но пока на себе это не испытаю, так и буду ездить, как сейчас.

Отдельного внимания заслуживают финские перекрестки. Тут очень много перекрестков с круговым движением. Кому-то, может, это и не нравится, но я люблю круговое движение. А в Финляндии, как впрочем и во всей Европе, понятно как по ним ездить: выехал на круг, значит по любому ты на главной дороге, крутись на нем хоть до «посинения». Смотрел недавно передачу «Разрушители легенд», и там они опытным путем доказали, что перекрестки с правильно организованным круговым движением имеют на порядок бОльшую пропускную способность, чем обычные перекрестки. В России тоже несколько лет назад ввели поправку в ПДД и установили такие же правила, но с поправками, что это не всегда может быть так. Типа смотрите на знаки, круг может быть и второстепенным. Так многие перекрестки и остались как были, а на тех что нет никаких знаков, люди так и ездят по старым правилам, руководствуясь помехой справа. Помню, я как-то пытался проехать по круговому движению, так водитель, который въезжал на круг и видя, что я его не пропускаю, чуть не выпрыгнул из своего автомобиля с кулаком на перевес и с пеной у рта. Представляю, какой у него в авто мат стоял в мою сторону.

А если посмотреть на организацию левого поворота в Хельсинки. Это ж прелесть: на многих перекрестках выделана специальная полоса для поворота налево. Прекрасно, теперь перед носом никто неожиданно не заморгает левым поворотником. Но даже если у перекрестка нет специальной полосы для левого поворота, то, как правило, когда вам загорится зеленый, у встречного транспорта еще будет красный и вы сможете сразу проехать перекресток. Есть еще хитрость с поворотом направо: если светофор оборудован секцией со стрелкой, то в случае зеленого основного, даже если стрелка не горит, вы спокойно можете повернуть направо. А если не повернете, то услышите музыку клаксонов стоящих сзади автомобилей.

По поводу качества дорог. До переезда в Финляндию, я слышал много о том, что здесь дороги чуть ли не идеальные по качеству. Но сейчас я вижу, что это не всегда так. Здесь тоже встречаются заплатки на асфальте, неровности, есть даже небольшие выбоины. Конечно, это не так, как в России, где часто борются с плохими дорогами, путем закупки и установки знаков «неровная дорога». Но все-таки не идеал, как некоторым кажется.

На сегодня буду заканчивать свои наблюдения, связанные с передвижением на автомобиле по Финляндии. Пишу эту статью из Питера. В этот раз я приехал ставить на продажу свою «ласточку». По возвращении в Хельсинки буду осваивать финский общественный транспорт, до тех пор, пока не куплю себе новый автомобиль.

Понравилась статья? Не забывайте нажать на кнопочку!

  • nik111

    «» Есть еще хитрость с поворотом направо: если светофор оборудован секцией со стрелкой, то в случае зеленого основного, даже если стрелка не горит, вы спокойно можете повернуть направо. «»
    Также и налево, но в обоих случаях пропуская пешеходов , ведь им будет зелёный на пешеходном светофоре.

    • nik111

      При повороте налево при негорящей стрелке , пропуская, естественно , встречный транспорт также.

    • http://tupa-finlandia.ru Максим Матлахов

      Да это точно — пешеходам здесь уважение и почет!

  • Алекс

    Светофоры почти все автоматизированны, понятно, что никакого предварительного отсчета времени до переключения сигнала сделать невозможно ))
    Преимущества этой системы, имхо, очевидны

    • http://tupa-finlandia.ru Максим Матлахов

      Согласен, но мигание зеленого можно было сделать, причем для пешеходов он мигает…

  • Алена

    Интересная система на дорогах оказывается там. Понравилось, что при поворотах, есть отдельная полоса — это же действительно очень удобно, нам бы на наших дорогах такое сделать.

  • nickolaj

    А может быть никакой автоматики и нет в управлении светофорами. Потому что для того чтобы она была нужно измерять количество проходящих машин в единицу времени. А как?

    • http://tupa-finlandia.ru Максим Матлахов

      Автоматика есть по-любому. Например, как я замечал, если по второстепенной дороге не будет машин, то на главной так и будет гореть зеленый. Видимо там датчики или камеры.

    • nik111

      за метров 150 и почти у светофоров врезаны в дорогу какието идуктивные петли. Присмотритесь , увидите сами

      • http://tupa-finlandia.ru Максим Матлахов

        Круто, обязательно посмотрю.

  • сергей

    Думаю, что это все дело привычки. Первое впечатление может и не самое приятное, но со временем привыкаешь и ездишь, как все.

  • Vladimir

    Мне так в целом в Финляндии на дорогах гораздо комфортнее, чем в России, но есть одна непонятная мне особенность, которой я никак не пойму, хотя живу уже тут 8 лет. Перед перекрестками нигде в Финляндии нет знака ”главная дорога”. И это очень неудобно выворачивать шею и смотреть, есть ли на пересекающей тебе дороге, знак ”уступи дорогу”. Конечно, это происходит в случаях, когда светофор не работает или его вообще нету. Не знаю как в Helsinki, а в Seinäjoki есть довольно много равнозначных перекрестков прямо в центре города.

    • nik111

      В Хельсинки Вантаа Эспоо так же ,Просто запоминаешь их.

    • http://tupa-finlandia.ru Максим Матлахов

      Кстати, я тоже замечал эту фишку. И наблюдаю за водителями, которые тоже останавливаются и не понимают, что им делать. А насчет запомнить, не всегда это возможно, особенно если много ездишь разными дорогами.

      • nik111

        просто с годами вырабатывается привычка ездить определенным маршрутами. Постепенно останутся в памяти.

        • http://tupa-finlandia.ru Максим Матлахов

          Это понятно, но как быть людям, которые этого не знают, например, туристам…

  • nik111

    наверно внимательнее ездить. Если ситуация не ясна , то пропускать всех справа. Не ошибёшься.

    • http://tupa-finlandia.ru Максим Матлахов

      может получится тупая ситуация, когда едешь по главной, не зная об этом, пропускаешь человека справа, который на второстепенной, а он сначала не едет, а потом вы вместе решаетесь и бум-бах-шандарах…

      • Vladimir

        Да, совершенно верно подмечено, Максим. Я думал об этом точно так же)). Если днем еще можно вывернуть голову и посмотреть на чужой знак, есть ли он там справа, то ночью гораздо хуже видно. Я слышал предположения от наших русских, что так сделано для того, чтобы водители, увидев знак ”главная дорога”, не разгонялись и притормаживали на перекрестках. Самое смешное, что знак то этот финны ставят, но только на одиночной дороге, где нет никаких перекрестков

  • nik111

    он виноват на 100%.Конечно времени убьет .