Menu

Свежие комментарии

Архивы

© 2013-2015 tupa-finlandia.ru.
Все о жизни в Финляндии.

Яндекс.Метрика

Работа водителем автобуса

Максим Матлахов
11.01.2015

driver-finЭтой темой мы начинаем новую рубрику, в которой постараемся освещать, как в Финляндии работается людям разных профессий. В мире много профессий — интересных и не очень, так называемых престижных и непрестижных. Поговорим сегодня о водителе автобуса в Финляндии. Об этой профессии нам поведал за рюмкой чая наш общий друг Урмас, который несколько лет назад переехал из Эстонии в Финляндию и сейчас как раз работает водителем автобуса в Хельсинки.

- Сколько ты уже работаешь водителем автобуса?

2 года.

- Тяжело ли тебе было устроиться на эту работу?

Мне было не сложно, но экономическая ситуация в то время была несколько иная: я просто нашел вакансию по интернету, меня приняли на работу и сразу заключили постоянный договор. Сейчас устроиться стало намного сложнее.

- А кто в основном работает? Я имею в виду финны, эстонцы, русские и т.д.

В основном -финны, потом -эстонцы, русские, сомалийцы. Раньше финны не хотели работать водителями автобуса, т.к. работа считалась непрестижной и нервной, но экономический кризис меняет отношение людей.

- А нужно ли знать финский чтобы устроиться на работу?

Я знаю, что раньше брали даже с минимальным знанием языка, так как водителей не хватало. Но, как я уже сказал, что сейчас ситуация изменилась и работодатель возьмет лучше человека со знанием финского, тем более нехватки желающих сейчас нет. Хотя особо на работе не разговариваешь, но как без знания языка ответить пассажиру, если он спросит, например, как проехать туда-то или доеду я вообще до туда-то…

- Иногда мне попадались женщины за рулем автобуса, чего я не видел в Питере. Не считая водителей троллейбуса и трамвая. А много ли у вас женщин водителей?

Да нет, не очень много. Из 600 человек в нашей фирме работает примерно 25 женщин.

- Если не секрет, какая средняя зарплата водителя автобуса?

Давай посчитаем. Не знаю, как для других регионов Финляндии, но у нас в Хельсинки начальная зарплата водителя — 14 евро в час. Зарплата зависит от стажа, если стаж уже большой, то и денег будет больше. Через несколько лет работы можно получать уже 16-17 евро. Еще некоторые транспортные компании могут доплачивать так сказать за верность, т.е. если если ты долго у них работаешь, то и будет тебе надбавка. Ну вот и считай. Водитель за две недели должен отработать 80 часов. Если взять 14 евро, то за это время выйдет 1120 евро. В месяц получится примерно 2300. Но это не считая переработок, которые могут существо пополнить доход.

- Скажи, а сколько длится смена? Есть ли их четкое разделение на утренние/дневные/вечерние?

Нет, четкого разделения на смены нет. Тут главное, чтобы был определенный перерыв между сменами. Причем, я сам не знаю, сколько он составляет и как расчитывается. Все это дело считает компьютер. А так длительность смены может быть разной, может быть 4 часа, а может и 10. Как я уже сказал, главное отработать за две недели 80 часов и теоретически можно «отпахать» все эти часы за одну неделю, а потом отдыхать. Или пойдут уже часы переработки, которые, естественно, будут дополнительно оплачены. Но это только теоретически. Так как так сделать не позволит компьютер. Хотя я слышал, что в небольших конторах на это могут закрывать глаза, особенно если людей не хватает или, например, заболело сразу несколько водителей и некому работать.

- Отсюда следующий вопрос: есть ли какая-то надбавка за переработки и за работу в выходные и праздники?

Ну да, за переработки есть надбавка, обычно это 50% в обычные дни и работа в выходные оплачивается в двойном размере. А в праздники могут оплатить еще больше. Но это зависит от праздника. В Рождество, например, у нас смена стоит 56 евро в час. Сам понимаешь, какая очередь выстраивается поработать в эти дни. Но я в это Рождество не «попал на этот праздник».

- Предусмотрены ли у вас какие-нибудь штрафы, например, за опоздание или за не выход на работу?

Лично я не сталкивался. Я никогда не опаздываю и всегда выхожу на работу. Но я знаю, что могут без разговоров уволить с работы, если не досчитаются 40-50 евро из кассы, которую водитель всегда возит с собой.

- А что это за касса?

Нам выдают 120 евро мелкими деньгами, чтобы мы могли давать сдачу пассажирам.

- А проводится ли у вас тест на алкоголь перед рейсом?

О да, а как же без этого. В самом автобусе есть алкометр, когда садишься за руль, то ты должен обязательно «дыхнуть в трубочку» и если он определит наличие алкоголя, то автобус просто не заведется.

- Ездят ли водители постоянно по одному и тому же маршруту или они постоянно меняются? Есть ли навигаторы в автобусах?

Маршрут у кого как. Это еще зависит от самого водителя. Кто-то может и по 20 лет сидеть на одном маршруте, а кто-то меняет его очень часто. То есть за день можно сменить несколько маршрутов. Причем, если тебе дают новый маршрут, то оплатят за его изучение — или ты едешь на своем автомобиле, или просто на автобусе данного маршрута в качестве пассажира. Но оплата производится только 1 раз, то есть если я два года назад уже изучал данный маршрут, потом долго не ездил по нему, то второй раз мне уже его изучение не оплатят. Навигаторов встроенных нет, если хочешь, можешь использовать свой телефон или навигатор.

- Я видел в Германии такую ситуацию: человек на инвалидной коляске не смог сам въехать в автобус. Так водитель вышел и помог ему. В связи с этим вопрос: обязан ли водитель автобуса в Финляндии помогать войти/выйти инвалиду или маме с коляской?

Вообще, это не входит в мои обязанности. Поможет водитель в этом случае или нет, зависит от самого водителя. Я, например, помогу, если вижу, что человеку не забраться. Но чаще всего помогают сами пассажиры.

- Я так понимаю, что водитель автобуса должен контролировать оплату пассажирами. А что делать, если кто-нибудь отказывается платить за проезд?

Например, если у меня автобус со школьниками, то они могут входить не только в переднюю, но и в среднюю дверь, там я физически не смогу их проконтролировать. Вообще, я не обязан контролировать оплату, я должен тебе продать билет и безопасно довезти до нужного места. Если ты войдешь и попросишь детский билет, то я не обязан проверять ребенок ты или нет. Это должны делать контролеры. Но у меня не было случаев, чтобы отказывались платить.

- Нужно ли проходить обучение перед трудоустройством?

Опять же раньше было проще — ты устраивался на работу, тебя отправляли на курсы. Проходить их нужно каждые 5 лет, разные курсы по оказанию первой помощи, как экономно ехать, как реагировать на неадекватное поведение и т.д. Стоят они дорого, около 120 евро в день, но если ты уже работаешь в фирме, то их оплатят. Сейчас же возьмут на работу при условии, что ты уже прошел нужные курсы, или же плати за свой счет.

- Интересно, а вам приходится ездить все время на одном автобусе или на разных?

Это зависит от смены: могу ездить на одном, а могу поменять за смену 3-4 автобуса.

- Как часто меняют парк автобусов?

Точно не могу сказать. Автобус служит примерно 5-6 лет, автопарк обновляют в соответствии с требованиями Евросоюза, например, должен быть определенный % автобусов для инвалидов и т.д..

- Случались ли у тебя дебоши в автобусе? Если да, то как ты с этим справлялся?

У меня таких случаев не было, если не считать народного творчества в нетрезвом состоянии. Но тут то я никак не буду реагировать, он же ничего плохого не делает. Но в принципе, если что-то такое и случится, то есть номер телефона охраны, полиции, они должны быстро отреагировать и разобраться, сам я в драку не полезу, оно мне надо…

- Предоставляются ли вам какие-нибудь льготы, например, бесплатный проезд или посещения спорт клубов?

Да, у меня есть право посещения спортклуба 2 раза в неделю. Еще мне предоставляют практически бесплатный проезд в общественном транспорте региона Хельсинки. Мне только надо заплатить за налог. Выходит немного — 90 евро за 1 год.

- Организовываются ли у вас совместные праздники, так называемые корпоративы?

У нас такого нет. 17 и 18 декабря я могу поесть в нашей столовой рождественский ужин :). Также профсоюз может предоставить путевки на лыжный курорт с большой скидкой.

- Автобус — это все-таки сложная техника, наверняка случаются поломки в пути. Как ты с этим справляешься?

Я звоню диспетчеру и мне пригонят другой автобус, если поломка серьезная. Если что-то не серьезное и с чем можно ехать, что-то с кондиционером или, например, не работает электронное табло, то тоже нужно сообщить диспетчеру, чтобы поломку устранили по возможности в ближайшее время.

- Я вот читал на одном известном форуме о Финляндии, что есть различия в зарплате между финами и остальными. Это правда?

Это неправда, разницы нет. Как я уже сказал, на размер зарплаты влияет в основном стаж.

- Опять же ситуация с форума. Если у тебя заканчивается время в середине маршрута, то сменщик должен сам подъехать к этому месту и к этому времени. Так ли это?

Да, это нормальная ситуация. Мы не меняемся в автопарке. Сменщик приедет на служебном автомобиле, меняет меня и я еду на автомобиле в автопарк. Получается, что мы меняемся прямо на остановке. Ты и сам можешь иногда заметить, как на остановке один водитель выходит, заходит другой, «дышит в трубочку» и если все ок, то вы продолжите ехать :)

Вот такая интересная беседа у нас получилась. Перефразирую классика: «Профессии разные нужны, профессии каждые важны!»

Кстати, если у вас остались вопросы, задавайте их в комментариях, я по возможности смогу получить ответы от Урмаса.

Понравилась статья? Не забывайте нажать на кнопочку!

  • http://Spb-vitebsk,narod.ru ВКМ

    Очень интересная статья! А самое главное от реального человека, я надеюсь, что все действительно так.

  • Bussiuski

    Немного поправлю коллегу. В наши обязанности входит помогать войти/выйти инвалиду, маме с коляской… при необходимости опустить пандус. Ещё к льготам относиться бесплатные посещения бассейнов.

    • http://tupa-finlandia.ru Максим Матлахов

      Ну вот, видимо мой товарищ помогает людям с колясками не зная того, что это входит в его обязанности :)

  • Julia

    Входит ли в обязанности проверять наличие мусора в автобусе и убирать его на конечной остановке. А то бывает зайдешь в автобус а на сиденье кожура от банана или какие-то фантики

  • Илья

    А у нас в 15 автобусном парке г.Москвы Автобусы убитые.Дрова.печки в салоне холодные .А тут автобус меняют на линии.Хорошо у вас .У нас за все пытаются наказать водителя .Отношение жуть. Кругом взятки.

  • Jack Sullivan

    Полезная статья, спасибо автору!)
    Можно вопрос живущим в Финляндии гражданам:
    А как в стране обстоят дела с автомеханиками?
    А то собрался учить язык для переезда, а на всех форумах говорят, что бесполезно, «по профилю не найти работу»
    (вводные: Автомеханик, стаж 3 года, высшее образование по автотранспорту, есть сертификаты «Хонда» нескольких уровней)
    Спасибо!)